Не знаю, какая вожжа попала Бу Андерссону под хвост. На утреннем совещании он спросил Груненкова: что там с проектом X-Ray? Олег Евгеньевич бодро доложил: так мол и так, идём в графике, уже начали получать комплектующие от поставщиков, на прошлой неделе получили первые 17 позиций по пластику для сборки S-Lot, сейчас эти детали находятся на складе ОПП.

На этой неделе получаем идеальный кузов, сразу после майских праздников организуем встречу с поставщиками для проверки всех деталей. Первый автомобиль собран, сейчас проходит предварительные тесты по калибровкам. И президент АвтоВАЗа сможет опробовать машину уже завтра. Первым, если не считать непосредственных изготовителей машины.

— У меня для вас новость, Олег – ответил Андерссон, — На X-Ray я поеду сегодня. На часах – 6.45. X-Ray должен быть готов максимум к девяти.

А дальше случилось совсем непредсказуемое. Бу выцепил глазами меня и громко сказал:

— Вы – со мной. Хотите поездить на X-Ray?

Я сглотнул сухую слюну и робко кивнул.

Не знаю, какая вожжа попала ему под хвост. Но я стал первым человеком после президента АвтоВАЗа, который сел за руль собранного в Тольятти X-Ray, одного их двух существующих в природе аутентичных экземпляров этой модели. Ежеси-на-небеси, с меня свечка.


Скорость, с какой X-Ray из невнятного проекта BM-hatch становится серийным автомобилем, приятно удивляет.

Таким виделся проект BM-hatch в 2011 году Концепт показали в августе прошлого года, а уже в нынешнем декабре машина должна встать на конвейер. В значительной степени эта сумасшедшая динамика обусловлена высокой степенью унификации с Renault Sandero, от которого взяты силовой каркас кузова и шасси. Про X-Ray создатели говорят так: всё, что потребитель видит – наше, оригинальное (салон, лицевые панели кузова, светотехника), всё, что от глаз скрыто – это от Renault. Машина, в основном, проектировалась в Румынии, на Dacia. Но, конечно, при участии ребят с ВАЗа, которые отвечали за то, «что видно». И за многое другое, как определилось уже в процессе разработки. В марте на ВАЗе сварили первый кузов Икс-Рея, сходу сделав более точный образец, чем первый кузов Весты в Ижевске. Но ещё до этого собрали несколько «мулов»-агрегатоносителей с кузовами от Sandero, на которых сделали первый этап испытаний силовых агрегатов. Ведь они у X-Ray тоже будут оригинальными и нужно проверить стыкуемость всех узлов.


Базовым мотором для X-Ray станет ВАЗовский шестнадцатиклапанник 21126 объёмом 1,6 литра. Он будет стыковаться только с французской механической коробкой JR5, сборку которой наладили на ВАЗе ещё в конце 2013 года. Эта МКП (и другие коробки серий JH и J) постепенно будет вытеснять оригинальные ВАЗовские 2181 и 2180: таково решение Бу Андерссона, во многом эмоциональное. Дело в том, что трансмиссионщикам так и не удалось побороть шумность ВАЗовской «механики», хотя об этом неоднократно докладывалось как о деле решённом. В последний раз проблема шума объявлялась побеждённой при запуске Datsun, но когда on-Do попал к первым клиентам, оказалось, что коробка шумит по-прежнему. Это, по всей видимости, и вывело Андерссона из равновесия: было принято решение перейти на французские МКП, пусть они и дороже.

Второй вариант силового агрегата – связка «ниссановского» двигателя H4, тоже локализованного на ВАЗе, и всё той же «механики» JR5. Изначально предполагалось, что на этом гамма силовых установок и закончится. Но в самый последний момент решили сделать ещё одну версию Икс-Рея, ударную: ВАЗовский мотор 1,8 литра (21176) и роботизированную коробку АМТ. Это серьёзное конкурентное преимущество X-Ray: у Sandero вообще нет «двухпедальных» комплектаций, а самый мощный мотор уступает ВАЗовскому.

Есть подозрения, что без решения комплектовать X-Ray двигателем 1,8/122 л.с. этот моторный «долгострой» мусолили бы ещё несколько лет. Ведь 21176 был спроектирован почти 10 лет тому назад, под проект 2116, доведён до некого более-менее работоспособного состояния и… положен в долгий ящик. Время от времени к идее его производства возвращались, но постоянно что-то не складывалось. А тут было принято волевое решение: делаем! И двигатель 1,8 литра стали доводить до товарной кондиции и экологического класса Евро 5+.

И именно мотор 1,8 с АМТ встал на самый первый X-Ray, собранный в ОПП ВАЗа.

Двигатель 21176 на испытательном стенде

Фазовращатель на моторе 21176 (справа)

Бу Андерссон садится за руль, я справа. Олег Груненков, директор проекта X-Ray, устраивается сзади. Бу неспешен, даже вальяжен. Рулит аккуратно, вдумчиво. Я стараюсь не обращать внимания на плохо подогнанные пластиковые детальки в салоне – это всё результат обходных технологий, серийная оснастка для элементов интерьера пока не готова. Едем по территории ОПП, уворачиваясь от суицидальных собачек, коих тут расплодилось множество. Президент АвтоВАЗа не раздражается этому зоопарку и аккуратно притормаживает, чтоб не отдавить собачьи лапки. Деликатничает.

Потом мы меняемся – я за руль, он в пассажирское кресло.



Дорога вокруг производственного корпуса ОПП не такая уж маленькая, можно и разогнаться, и в поворотах поскользить. Икс-Рей ведёт себя подчёркнуто неоткалибровано, создавая впечатление рассогласованости силового агрегата и шасси. Но даже в этом варианте автомобиль бодр и убедителен – всё-таки 122 л.с. и 173 Н.м крутящего момента. С этим моментом вышла некоторая закавыка. Если посмотреть на внешнюю скоростную характеристику мотора 21176, то увидим очень неплохую стартовую тягу (в сравнении с 21126 она увеличилась с 103 до 120 Н.м), но на 2500 оборотах будет зримый провал. А это как раз область переключения передач среднестатистическим водителем! И если менять передачи именно в «провальном» диапазоне, то двигатель будет насиловать сам себя в необходимости «вытягиваться» до полки момента, а это где-то 3500 оборотов (у 21126 – 4200). Если мотор с такой характеристикой сгруппировать с механической коробкой, то езды «внатяг» не очень получится, придётся по-спортивному делать поздние переключения. Или совсем ранние, до 2000 оборотов, но это девачково-пенсионерский стиль. «Робот» АМТ сглаживает это «моментное противоречие» даже при базовых настройках, а уж когда его откалибруют точно…

Есть ещё один аргумент в пользу связки 1,8 – АМТ. Дело в том, что механическая коробка 2180, на базе которой сделана АМТ, по входному моменту стоит «впритык» к этому двигателю. Ещё чуть-чуть – и ресурс коробки станет лавинообразно меньше. «Робот» своими мягкими переключениями и сглаживанием пульсаций момента и знакопеременных нагрузок просто продлевает ресурс трансмиссии.

Подвеска от Сандеро имеет настройки, близкие к окончательным, несмотря на то, что доводилась она на «мулах». Но «мулы» по массо-габаритным параметрам были очень близки к настоящему X-Ray. Тут стоят иные пружины и амортизаторы, нежели у Сандеро, в результате X-Ray начисто лишился легендарной «логановской» валкости. Машина едет очень упруго, кренится поразительно мало, при этом сохранив не менее легендарную «логановскую» энергоёмкость подвески.

Руль «пережат» в «нуле», но не скажу, что это неприятно. Во всяком случае, самостабилизация вышла отменной, во многом из-за безупречно выбранных углов установки передних колёс. Но, разумеется, моторчик электроусилителя ещё калибровать и калибровать…

Динамика не ураганная, в кресло не вжимает. Это уже проявляется рассогласованность мотора и трансмиссии, АМТ работает слишком щадяще. Неудивительно, эта прошивка взята от менее мощного двигателя.

Проезжаю полный круг по территории ОПП, притормаживаю… Но Андерссон говорит: давай ещё. Слышу, как Груненков сзади пристёгивается. Значит, готов к неожиданностям. И впечатываю правую педаль в пол, не сильно сбрасываясь в ближайших двух поворотах. X-Ray довольно рано начинает «плужить», однако снос не развивается катастрофично, он более чем предсказуем и управляем. Более того, отклонения кузова от горизонтали оказались поразительно невелики, подвеска как бы демонстрировала всю прогрессивность своей характеристики. Олег успел сказать, что мы везём не кого-нибудь, а президента АвтоВАЗа. Сам же президент был спокоен до безмятежности, ему явно нравились мелкие контролируемые хулиганства. Высший класс самообладания, ведь кому как не Андерссону знать стоимость первого X-Ray!

Снимать описанный процесс не разрешили категорически, Бу только согласился на один снимок внутри Икс-Рея. И, после долгих уговоров, позволил сфотографировать (только один кадр!) последний из сваренных кузовов.

В целом, это, конечно, очень «сырой» автомобиль, но с большим потенциалом по настройкам. Более того, мощность мотора 1,8 просто перепрошивкой можно легко поднять до 150 л.с. и примерно 190 Н.м. Уверен, тюнеры быстро поставят эту нехитрую модернизацию Икс-Рея «на поток». Почему этого не сделает сам ВАЗ? См. выше: коробка войдёт в зону риска по входному моменту, а для серийной машины надёжность важнее динамико-скоростных показателей.

Коробка передач 2180 с АМТ

Начиная с этой недели проект X-Ray вошёл в самую динамичную стадию, мне даже немного жаль Груненкова – на ближайшие полгода он остался без сна. В этот уик-энд на ВАЗе должны сварить ещё 5 кузовов (в дополнение к 20 уже сделанным), а на майские праздники – 30. Потом из них соберут S-lot-ы и отправят на доводку. Тот же ZF требует для калибровки АМТ машину со стопроцентно серийной геометрией. Немцам как раз и уйдёт этот первый экземпляр. А второй останется на ВАЗе, у двигателистов. Рулевое управление будут настраивать специалисты Renault на одном из зарубежных полигонов. И последним настроечным этапом станут чистовые зимние калибровки, которые планируется провести в начале осени в одной из северных стран. Всего предсерийных экземпляров Икс-Рея будет сделано около 200.

Сертификационные испытания планируют начать в июле, отдав в Дмитров три машины (по числу вариантов силовых агрегатов). Если всё пойдёт нормально, то ОТТС X-Ray получит 30 ноября. Окончательные характеристики машин не раскрываются, даже точная геометрия пока – тайна. Могу назвать лишь предварительные цифры. Багажник, например, имеет расчётный объём в 380 литров, но точно его пока не измеряли. Самая мощная версия Икс-Рея должна разгоняться до 100 км/ч за 10,2 секунды и достигать «максималки» в 187 км/ч.

Номинация поставщиков почти закончена, уже понятно, кто что будет делать. В X-Ray примерно 50% локализованных деталей. Руль от Весты, сиденья сделаны на «логановском» каркасе, но с оригинальной «набивкой». Свои приборная панель и мультимедийное устройство.

Вся лицевая штамповка для пилотных Икс-Реев сделана уже по серийной технологии, это вторые-третьи итерации штамповой оснастки. Всего в X-Ray 182 оригинальные кузовные детали, кузова варят уже на основной линии, даже запустили участок по зафланцовке дверных панелей. Сейчас точность попадания в матмодель кузова составляет 41-55%, а по лицевым панелям – 75%. Последний показатель очень близок к серийным Грантам и Калинам.

Теперь самое главное – цена. Её никто сейчас с точностью не назовёт, ввиду очевидной невозможности предсказать курс рубля к евро на момент запуска модели в производство. Но можно рассудить так: X-Ray должен быть дороже Весты примерно на 10%, за счёт того, что у последней выше процент локализации (около 70%). Соответственно, в нынешних ценах базовый X-Ray будет стоить около 560 000 руб. Топ-версия точно не поднимется выше 700 000 руб. При этом для ВАЗа X-Ray – проект более выгодный ввиду большей маржинальности. Так что резерв для снижения цены в случае рыночной необходимости есть немалый. X-Ray будут собирать на той же нитке конвейера, где делают Ларгусы и Алмеры.








Её мощность – 170 000 в год при трёхсменной работе. Предварительный план по объёму для X-Ray – 60 000 в год, модификации с мотором 1,8 будут занимать 15-20% от всей программы. И надо сказать, что французские акционеры АвтоВАЗа серьёзно напряглись, когда увидели, что получается из проекта X-Ray. Вазовская машина красивее и мощнее Renault Sandero, у неё есть «полуавтоматическая» версия. И по ценам вероятнее всего будет паритет. И вообще: проект X-Ray «идёт» легче, чем Веста – всё-таки, это заимствованная платформа. А машина получилась своя, посконная, ВАЗовская.

Так бывает.