В 1961 году в Японии вышла книга советского художника-конструктора Юрия Долматовского, в 1959-м защитившего диссертацию по теме «Автомобили рациональной компоновки». Работая в НАМИ, Долматовский с единомышленниками построили в 1956 году первую такую машину «Белку». По размерам она вполне вписалась бы в нынешний «кей-класс». Долматовский считал рациональной вагонную вагонную компоновку (однообьемник с посадкой водителя в переднем свесе) Машины с капотом дизайнер называл «глупостью». Не станем утверждать, что японские конструкторы вняли голосу советского разума. Однако очевиден факт, что именно в Стране восходящего солнца компактные «вагоны» впервые получили широкое распространение.
Построив несколько рациональных автомобилей, на последнем из них («Макси») Долматовский не удержался и сделал подобие капота. Машина выполнена на агрегатах ЗАЗ-965: мотор сзади и размещение водителя в базе тоже объяснялись соображениями безопасности.